Правки к текстам – это важный вид коммуникации между копирайтером и заказчиком. Его задача – сделать всем хорошо.
С помощью правок заказчик показывает копирайтеру, что в тексте ему не нравится.
С помощью правок копирайтер понимает, как работать с проектом дальше.
В идеальном мире, благодаря правкам, рабочий процесс становится более здоровым и перспективным.
В реальном мире правки часто делают копирайтера и заказчика едва ли не врагами.
Почему так происходит?
- Потому что вы заказали текст, заплатили деньги, получили не то, что хотели и разозлились.
- Потому что мы получили негативные правки, не поняли, что именно вам не понравилось (а без этого сложно понять, как исправить текст) и расстроились.
И так раз за разом.
Чтобы такого не происходило, нужно понять, что некоторые правки носят губительный для рабочего процесса характер, а другие – наоборот, делают дальнейшую работу над проектом легкой и приятной.
Мы уже хотели было сами разделить правки на несколько видов, но наткнулись на блог наших коллег, где есть именно такая статья. Удачно, да?
«Как можно подписаться под каждым их словом?!» – закричали наши копирайтеры. А подписаться можно, только представив этот материал вам. Конечно, с нашими примерами.
Итак, поехали. Какие виды правок бывают?
Деструктивные.
Эти правки очень вредят дальнейшей работе:
- обычно они очень субъективные;
- копирайтер не понимает, что заказчик от него хочет;
- они подрывают работу и мешают сделать текст хорошим.
Нет, «надеть» в тексте было применено правильно
Но это не значит, что их нет.
- Нужно добиться максимально конструктивной и подробной обратной связи. Копирайтер сам поможет вам – подготовит вопросы, объяснит свою позицию и аргументирует выбор знаков, слов и т.д.
- Если это не было оговорено заранее – помогите копирайтеру понять, для чего пишется текст: для сайта, книги, буклета, рекламы и т.д.
Ситуативные.
Правки, которые возникают, когда заказчику что-то режет глаз или слух. Они не вредят и не помогают – это то, что копирайтер принимает и переделывает.
Приняли, усвоили, выделили
Разбили, конечно. Нам не сложно
Конструктивные.
Отличные правки. Они помогают вникнуть в специфику тематики и понять, что заказчик хочет получить в итоге:
- конструктивные правки обоснованы, копирайтер понимает, что именно и почему не нравится заказчику;
- они позволяют сделать вывод на будущее и не допускать подобных ошибок;
- такие правки помогают делать контент более качественным.
Принято. На будущее усвоили. Напишем как-нибудь иначе. Знать бы только как.
Всё ясно и по делу. Взяли и добавили.
Единственная проблема – не всегда понятно как именно нужно исправить текст. В этом случае на помощь приходит следующий тип правок.
Идеальные.
То, что обожает каждый копирайтер. Такая обратная связь помогает не только понять, что именно не нравится заказчику, но и как исправить ошибку.
Какие они, идеальные правки?
- обоснованные и конкретные – копирайтер понимает что, почему и КАК надо переделать;
- всегда по делу – без вкусовщины и субъективности;
- упрощают работу над проектом, сводят дальнейшие правки к нулю;
- помогают создать качественный контент и делают копирайтера и заказчика друзьями.
Отлично, принято к действию.
И на будущее усвоили, и сейчас поправим.
Не правка, а мечта. Мы потом не один текст написали с учётом этой рекомендации.
Что в итоге?
Помните, что копирайтер – специалист в написании грамотного текста. Если он не знает тонкостей вашего бизнеса/производства/услуг или чего-либо еще – это вполне нормально. В конце концов, он получает информацию из интернета, куда пишут такие же копирайтеры, как он сам.
Если вы хотите избежать серьезных проблем с текстом – запросите у копирайтера, которого нанимаете, бриф на написание текстов. Если он прислал вам его сам – прекрасно, значит он серьезно относится к работе с вами! В брифе вы ответите на все возникшие у него вопросы, дадите информацию о себе и своей работе и поможете выстроить продуктивный и грамотный диалог.
Другие материалы по теме:
- Старый друг лучше новых двух, или Почему биржа статей не может заменить штатного копирайтера?
- Дьявольский копирайтинг от Студии ЯЛ
- Наши копирайтеры повышают квалификацию
Я бы добавил одно из обязательных, озвучиваемых исполнителем, предварительных условий для заказчика: любые элементы (это к шрифтам и прочему), не указанные напрямую заказчиком, остаются на безусловное усмотрение исполнителя и переделываются/изменяются только за отдельную оплату (можно указать количество вариантов бесплатно один/два).
Кому: Артур, Обычно мы пишем тексты для клиентских сайтов. И если его создает наша команда, «шрифты и прочее» прописываются в ТЗ на разработку. Если этого не произошло на ранних стадиях работы, мы отправляем новым клиентам бриф на тексты, где должны быть указаны все пожелания. Но ваша идея с такой припиской нам нравится, надо подумать о добавлении в договор ;)