🔥
🔥
🔥
+ 3254 настоящих заявок на бронирование 🔥

Работа по договору Time&Material: что это такое, когда нужно использовать и в чём преимущества?

Работа по договору Time&Material: что это такое, когда нужно использовать и в чём преимущества?

Time&Material — особая форма договора об оказании услуг, в котором работа специалистов оценивается по часам, а не по результату. Почему этот вид договора имеет право на существование, в чём его преимущества и в каких ситуациях он может быть применён и что делать, если коллеги против работы по Time&Material — в нашей статье.

Когда нужен Time&Material?

В идеальном мире работа над любым проектом, будь то разработка сайта, наполнение его контентом или SEO-продвижение выглядит примерно так:

Клиент оставляет заявку → менеджер отправляет бриф → по заполненному брифу составляются ТЗ для специалистов и проводится оценка проекта → мы подписываем с клиентом договор → специалисты выполняют работу → клиент принимает готовый проект и оплачивает его согласно смете.

В реальном же мире такая схема работает далеко не всегда. Как правило, клиент приходит к нам в какой-то конкретной точке жизненного цикла своего продукта, ставит цель, а дальше мы стараемся к ней прийти. Всё было бы хорошо, если бы параллельно с этим не появлялись дополнительные задачи — бесконечные доработки, правки, новые пожелания и так далее. Всё это значительно увеличивает объём работ, требует больших временных затрат, но редко оплачивается. В таком случае на помощь агентству и приходит договор Time&Material.

Чаще всего такой формат работы применяется в следующих случаях:

  • если клиент приходит с инновационным продуктом, который требует каких-либо исследований;
  • если для реализации проекта нужно разрабатывать индивидуальные решения;
  • если клиент не знает точно чего хочет — не заполняет бриф, не видит конечного результата и т.д. (всевозможные «Сделайте красиво и функционально»).

Какие преимущества у договора Time&Material?

Главное — гибкость. Такой договор позволяет исполнителям дополнять список работ прямо в процессе реализации проекта. Клиент вспомнил, что хочет добавить что-то на сайт или поменять формат объявлений в кампаниях? Да, пожалуйста, по этому договору можно вносить правки.

В таком формате цикл работы выглядит примерно так:

Клиент оставляет заявку → менеджер оставляет бриф → мы оцениваем примерный объём работ → собираем команду проекта и ставим задачи → по ходу исполнения согласовываем заказ-наряд с клиентом, в котором прописываем необходимое количество часов → по окончанию работ даём клиенту подробный отчет с количеством часов и точной суммой → клиент принимает работу и оплачивает её.

В результате выигрывают все: исполнитель не перерабатывает сверх оплаты, а клиент регулярно видит сколько денег от него нужно и для чего.

Кроме того, договор Time&Material позволяет клиенту более качественно контролировать исполнителя: он буквально видит, что и в каком объёме каждый специалист делает по его проекту. Это возможно, благодаря предоставлению исполнителем регулярной отчетности и согласованию ежемесячных заказ-нарядов, а также регулярной коммуникацией между сторонами.

Почему нельзя просто постоянно работать по фиксированному тарифу?

Желание исполнителя работать по Time&Material может показаться клиенту странным. На этапе согласования обычный фиксированный тариф (клиент говорит, что надо сделать, исполнитель — сколько стоит услуга) кажется более прозрачным и понятным, поскольку клиент сразу видит за что и сколько он будет платить. Это практически та самая идеальная схема, которую мы описали выше.

Но по-настоящему работает она только, нет, ТОЛЬКО в том случае, если проект спланирован максимально чётко, а выполнение всех задач происходит строго в соответствии с техническим заданием — ни шага в сторону. Чаще всего такие проекты небольшие, весь процесс работы по ним можно представить до мелочей в самом начале. Однако на нашей практике в последнее время таких проектов мы не припомним, именно поэтому мы разработали и опубликовали прайс-лист на работы по договору Time&Material.

Просто представьте: клиент приходит к нам в студию с задачей разработать большой интернет-магазин с формами оплаты, обратной связи, на хорошем сервере, с огромным каталогом и т.д. Нам понадобится как минимум подключить к нему несколько разных сервисов или программ. Часть из них платные и могут, к примеру, просто изменить тариф. Но в фиксированном договоре прописан старый тариф и, как следствие, нам придётся заключать с клиентом доп.соглашение. И это только самый простой пример.

Что делать, если одна из сторон против Time&Material?

Часто случается так, что одна из сторон (обычно клиент) резко против такого формата работы — например, юристы компании по какой-то причине пытаются забраковать договор Time&Material. Чтобы переубедить клиента нужно использовать два аргумента: разговор и бумаги.

Разговор.

Взрослые, а тем более деловые, люди должны решать проблемы, обсуждая их. Этому могут поспособствовать три «инструмента»:

  • Найти кого-то на стороне клиента, кто поддержит Time&Material — гораздо проще согласиться со своим коллегой, чем с представителем посторонней компании.
  • Провести встречу или созвон с юристами (если дело в них) заказчика и объяснить, что это за договор и почему он важен для этого проекта.
  • Привести яркие примеры успешной работы по Time&Material. Лучше из своего опыта, конечно.
Бумаги.

Если не получается договориться, нужны гарантии, которые позволят клиенту снизить риски, которых он опасается.

  • Ограничить бюджет. Если ваш клиент переживает за то, что исполнитель выйдет за пределы бюджета, на который он рассчитывает, то стоит внести в договор пункт о том, что при превышении определённой суммы работы прекращаются. И планировать работу исходя из этого пункта — приближаясь к лимиту, сообщить клиенту об этом и подумать, как выйти из положения.
  • Определить допустимое превышение часов. О возможном превышении часов работ обязательно нужно прописать в договоре. Если вы допускаете, что может произойти переработка, согласуйте с клиентом её максимально допустимое значение.
Егор Ходорченко
Егор Ходорченко
Руководитель отдела контент-маркетинга Студии ЯЛ

Ещё материалы по теме:


Оцените статью:
Комментарии
Оставьте свой комментарий